Стремление

Человек ищущий, человек творческий, человек с принципами.

Почему мы не можем сочетать в себе всё лучшее, что предлагает современный мир, современное понимание мироощущения?

Как сформировать задачу на творчество, на успешность, на позитив в условиях современного быстроменяющегося и порой жесткого до жестокости современного мироустройства? Как воспитать в человеке добро и социальную терпимость? По-моему со времён библейских пророков, человечество стремиться найти пути решения этих вопросов.

Каратэдо Шотокан, наверное, одна из возможностей, один из путей. «До» - «путь» по-японски. Именно это понятие было вложено великим Гичином Фунакоши в идею каратэдо как системы не только боя, но и воспитания. Нельзя просто научить приемам и отправить человека в мир полный соблазнов и потрясений. Не очень честно вооружив приёмами победы над другим требовать от человека соблюдения нравственных и социальных норм безусловно. Всегда найдётся кто-то, кто попытается применить это умение для достижения своих прагматичных и вполне насущных на его взгляд потребностей, причём решить максимально быстро и просто - без затей и угрызений совести. Сложно апеллировать к совести к честности к порядочности, если ты ничего не сделал для того чтобы человек усвоил эти истины. Вместе со знанием навыками и умением, необходим был здравый моральный компонент. Мастера прошлого умели ставить психологические ловушки и лабиринты испытаний верности, чести, честности и моральной устойчивости своим ученикам. Фунакоши сэнсей отправился в метрополию с идеей широкого распространения каратэ. Однако задачи, поставленные перед ним не ограничены были только техническим аспектом. Ему предстояло внедрить окинавское карате в среду японского Будо, сообщество чрезвычайно консервативное и нетерпимое к внешним изменениям. Но время было уже другое. Именно в начало 20 века стало возможным обратить внимание на каратэ молодой части японского общества только что пережившего реставрацию эпохи Мейдзи и новое было модным и передовым, безотносительно к тому что это было – система каратэ, промышленное обновление или новые виды вооружения. В Японии складывалось капиталистическое общество с зачатками империализма и потребность к оздоровлению нации после кризиса конца XIX века была просто необходимой. На гребне такого положения дел приезд 50 летнего школьного учителя и его преподавание каратэ в студенческом общежитии наверное прошло бы незамеченным, но те, кто тренировались в то время у него, были частью элиты общества, частью семей, которые влияли на развитие Японии.

Именно студенты Университетов стали провозвестниками нового движения, сделали его модным и массовым. Выстроив фундамент, Фунакоши продолжал отстраивать комплексную систему – ему удалось сделать каратэ государственным видом единоборства, но поскольку это был не совсем типичный для Японии вид Будо, то развитие его шло «снизу» - инициативно, естественным путём. Более того, обилие разных направлений и видов каратэ бесспорно стало в середине века главным стимулом поиска дополнительных возможностей и конкурентного развития различных школ даже внутри до этого единых направлений.

Стремление к поиску, стремительность жизни, увеличивающаяся с каждым десятилетием, не обошла стороной и школу Мастера Фунакоши – Шотокан каратэдо. Изменения стремительно раздвигали рамки системы, расширяли её возможности. В конце концов усилиями ближайших учеников Накаяма, Нишияма, Обата, Эгами, Хирониши. Каратэ Шотокан стало международной системой, перешагнув рамки сугубо японского вида Будо. С созданием Японской Ассоциации Каратэ в 1957 году, скорость распространения каратэ Шотокан стала расти в геометрической прогрессии.

Уже к 1965 году в США и Европе действуют крупные национальные и континентальные ассоциации и организации JKA. В поддержку действующим в разных странах специалистам Накаяма сэнсей направляет всё новых и новых инструкторов, которые развивают каратэ в Мире. К 1970 году практически во всех Европейских странах и во всех штатах США есть свои организации Шотокан JKA.

В карате приходят всё новые и новые люди – интерес к этому виду единоборств растёт неуклонно и стремительно. Однако, в это же время, каратэ раскалывается на спортивное и традиционное направления. Отчасти это закономерно. Человек не в состоянии сдержаться от желания применить или хотя бы продемонстрировать свои умения. А тем более такие как каратэ! Фантастический интерес к спортивному каратэ продержался более двадцати лет, хотя создание правил спортивного каратэ и их доработка привели к созданию нового феномена – «каратэ без каратэ». Попытки обуздать всю эту спортивную вакханалию к успеху не привели и в мире стали формироваться сначала несмелые а позже всё более явные очаги противодействия этому. Всё большее число сэнсеев стали говорить о вреде и бесполезности соревновательной практики. Менее радикальные стремились нащупать связь между обеими сторонами, найти гармоничную составляющую этих обоих процессов – обучения и спорта.

Поиск, поиск, поиск…. Этот процесс вечен и бесконечен. И это приятная часть занятий каратэ. Результат этого поиска – развитие человека, его лучших качеств, его моральных и духовных сил. Вот поэтому каратэ как система всегда найдёт отклик в сердцах людей. И не потому что способ быстро расправиться с противником. Вовсе нет. Каратэ дают людям веру, веру в нечто большее и лучшее, понимание себя, постижения себя, совершенствование себя.

Каратэ всегда было способом сделать человека совершеннее, значимее, но для этого он должен приложить массу усилий, пройти весь нелёгкий, адский путь преодоления и себя, становления духа и воли, развития своего тела. А это – очень сложно и тяжело. Поэтому в каратэ огромное значение имеет наставник, который будет помогать вам на этом пути, «тащить вас за уши» и не дать умереть надежде на конечный успех. От его Харизмы и его мастерства зависит почти всё! Выбор ваш должен быть безукоризненным и точным иначе путь метаний и разочарование неизбежны.

Стремитесь к лучшему. Это – залог успеха!